Часто задаваемые вопросы

Как стать сотрудником радиостанции?

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом. Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Кем быть?

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности – выпускающий редактор, радиоведущий, корреспондент, журналист, звукорежиссер и техник, но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция. Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере: МГУ, СПбГУ, МГУ Культуры и Искусств, СПбГУ Культуры и Искусств, государственные театральные институты, а также вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта. Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы,которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом,он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру,ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как без опыта в эфир?

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время! 

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, без гонорарную активность. Многие профессионалы начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. 

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом.

Какими качествами должен обладать радиоведущий

Независимо от того, являетесь ли вы фанатом радиовещания или нет, безусловно, вам приходилось слышать, как работает в эфире радиоведущий. Свободно льющийся поток слов несущих определенную смысловую нагрузку, четкая дикция и артикуляция слов, легкость и непринужденность в общении с аудиторией. Кажется, что для него это просто удовольствие, а не работа. Это высший пилотаж. Но это и результат огромного труда. Итак, что же должен уметь радиоведущий: хорошо поставленный голос, четкую артикуляцию; отличный кругозор и эрудицию; чувствовать, что сказать людям, чтобы им это было интересно; каждый миг умирать от любви к своей профессии, принадлежать ей даже во сне; фонтанировать идеями, проектами, интересными мыслями.

Не страшно, если один из этих подпунктов в вашем понимании недостижим. Голос не тот, да и дикция так себе, с эрудицией как-то не очень. Любовь к профессии перекроет все недостатки.

Главное, для чего вам это нужно. Себя любимого показать миру или стремление рассказать всем, что вас переполняет и просится в эфир. Если второе – у вас есть реальный шанс стать радиоведущим.

Demo и Aircheck

Для активного поиска работы на радио, вашего резюме, разосланного на все радиостанции, будет явно недостаточно. Специфика этой работы такова, что ни один уважающий себя редактор радиостанции не станет рассматривать ваше голое резюме. Ему нужны более веские доказательства, что вы достойны его внимания. Таким доказательством могут стать Aircheck и Demo. Что это такое?

Aircheck – это редактированная запись эфира. Обычно используется для обучения радиоведущих, для эфирной проверки, при подготовке элементов эфира и т. д. Правда, надо отметить, что если вы никогда в эфире не звучали, эта форма подачи себя пока не для вас.

Demo – это то, без чего не может обойтись ни один соискатель. Это аудиозапись, которая демонстрирует вашу манеру подачи информации, ваше звучание, ваши навыки. Обычно эту запись делают на студиях звукозаписи. Очень непросто создать убойное демо, чтобы редактор с низкого старта рванул разыскивать вас. Достаточно составить его так, чтобы его дослушали до конца. И это непросто. Но никто и не говорил, что путь к вашей мечте будет усыпан розами.

Можно пробовать себя на радиовещании в клиниках или больших предприятиях, оснащенных радиоузлом. Причем предложить свои услуги в качестве волонтера ради приобретения бесценного опыта вести эфир. Загляните в Ютуб. Там вы найдете огромное количество видеороликов с толковыми советами, как это сделать. Пробуйте – и у вас обязательно все получится. Не оставляйте ни один совет профессионалов без внимания, постоянно работайте над собой, повышая уровень эрудиции. Дорогу осилит идущий!

Особенности карьерного роста

Должность ведущего какой-либо программы уже предполагает, что человек достиг немалого успеха. Карьера любого ведущего начинается с работы корреспондента. Далее ему доверят вести рубрику в одной из программ, либо вести эфир в паре с более опытным ведущим. Опыт работы, повышение профессионализма дает толчок для следующей ступени – ведущего передачи. Авторские, аналитические, политические программы – уровень для более зрелых, опытных журналистов. Все зависит от цели, которую сотрудник ставит перед собой. Должность руководителя службы информации или генерального директора телерадиокомпании – выполнимая задача.